Решение логических задач в ЭТ

Задача про рыбку

Загадка Эйнштейна. С одной стороны улицы подряд стоят пять домов, каждый — своего цвета. В каждом живёт человек, все пять — разных национальностей. Каждый человек предпочитает уникальное растение, напиток и домашнее животное. Кроме того:
  1. Англичанин живёт в красном доме.
  2. Швед держит собаку.
  3. В зелёном доме пьют кофе.
  4. Датчанин предпочитает чай.
  5. Зелёный дом — по соседству слева от белого.
  6. В доме, где растёт полынь, разводят птиц.
  7. В жёлтом доме растёт душица.
  8. Молоко пьют в доме посередине.
  9. Норвежец живет в первом доме.
  10. Человек, выращивающий мяту, живёт рядом с хозяином кошки.
  11. Дом, где растёт душица — рядом с тем, где держат лошадь.
  12. Любитель васильков пьёт пепси.
  13. У немца растут ромашки.
  14. Норвежец живёт рядом с синим домом.
  15. Тот, у кого растёт мята, живет рядом с тем, кто пьет воду.
Вопрос: У кого живёт рыбка?

Считается, что эту загадку  могут решить в уме лишь 2% людей.
Решают многие, но взяв карандаш и бумагу. Мы настолько привыкли к этим инструментам, что считаем их частью себя.
В действительности, удержать в уме пять объектов с их пятью признаками очень трудно.
Простейшие инструменты усиливают нашу память и внимание.
А ЧТО ИЗМЕНИТСЯ, если мы ещё добавим инструментов?
Магнитная доска, рамка (фрейм), карточки с признаками объектов, - и смышлённый десятилетний ребёнок справится с этой задачей!

Видео-фрагмент решения задачи можно посмотреть здесь:      У кого живёт рыбка?

Задача про карточки в шляпе

Лотерея. На каждой из десяти карточек из плотной бумаги написали по одному целому числу от 1 до 10. Карточки тщательно свернули, бросили в чью-то шляпу и пригласили каждого из пяти счастливых обладателей выигрышных билетов вытянуть по две карточки. К сожалению, при записи результатов лотереи произошла ошибка. В то время как один из членов тиражной комиссии называл вслух числа, стоявшие на извлеченных из шляпы карточках (например: «Пять и семь»), другой по рассеянности складывал эти числа и записывал лишь их сумму (в рассмотренном нами примере он записал число 12). Поэтому результаты лотереи (не совпадающие с истинными размерами выигрышей) в протоколе распределились так: Эрдеи – 11, Фёльди – 4, Хедьи – 7, Мезеи – 16, Визи – 17. Между тем каждый из пяти участников лотереи должен получить по два выигрыша в соответствии с теми двумя числами, которые значились на вытащенных им карточках. Нельзя ли установить, какие два числа выпали каждому участнику лотереи? (Вытащенные один раз карточки обратно в шляпу не возвращались.)

Указание к решению в электронных таблицах (ЭТ) смотрите здесь:



Задача про корабли и порты

 Решение этой задачи приводится по книге "Я иду искать (решаем логические задачи в электронных таблицах), автор И.В.Обухова. 
отрывок  "игра и логика" из 6 главы, стр.185-188.

краткая справка: "Пазл (от англ. jigsaw puzzle) – логическая игра, по сути, представляет собой мозаику, которая состоит из множества фрагментов различной формы. Ваша задача – собрать изображение из элементов. Шаг за шагом, деталь за деталью, кусочек за кусочком – и мы, наконец-то, получаем долгожданный результат! Цельная картинка собрана! В голове буря эмоция, в душе хорошее настроение, мы довольны собой! Это уникальное изобретение человечества.

«Логические пазлы» – это не компьютерный аналог настольной игры – это другая игра, но в ней тоже требуется собрать отдельные элементы в единое  целое. В логической задаче информация о свойствах объектов перепутана и разрознена, нужно выбрать из текста слова-имена объектов и оформить их как таблицу. Для игры нужны динамические (электронные) таблицы.

Цель игры: установить взаимнооднозначное соответствие нескольких множеств, на одном из которых задан линейный порядок. Правила игры, по сути, правила логики.

Ход игры. Подготовим таблицу-рамку, дадим названия столбцам и пронумеруем строки. Нумерация строк в таблице идет сверху вниз. По умолчанию, счёт идет слева направо. Элемент, о котором в тексте сказано «левее» располагаем в таблице выше. В таблице  «ниже» – в тексте «правее». Читаем условия задачи, и выстраиваем данные в соответствии с условиями, то есть, формируем «пазлы» (подробно процесс формирования «пазлов» рассматривается  на примере задачи «Каждому кораблю  – в свой порт»). Играем «пазлами»: смотрим, какой из них к какому подходит, подстраиваем их друг к другу и устанавливаем в таблицу-рамку. Первоначальное количество строк под таблицей-рамкой будет соответствовать числу условий, а окончательное число строк совпадет с количеством объектов задачи. Когда все имена свойств находятся на своих местах в рамке-ответе, то игра завершается.

Каждому кораблю — в свой порт. В порту пять кораблей.
  1. Греческий корабль отчаливает в шесть. Он везет кофе.
  2. У корабля, который в середине – черная труба.
  3. Английский корабль отплывает в девять.
  4. Французский корабль, у которого синяя труба, пришвартован слева от корабля, который везет кофе.
  5. Справа от корабля, на котором груз какао, корабль, который плывет в Марсель.
  6. Корабль под бразильским флагом направляется на Манилы.
  7. Рядом с кораблем, на котором рис, – корабль с зеленой трубой.
  8. Корабль, плывущий в Геную, отходит в пять.
  9. Испанский корабль отплывает в семь и находится справа от корабля, плывущего в Марсель.
  10. Корабль с красной трубой направляется в Гамбург.
  11. Рядом с кораблем, который отчаливает в семь, корабль с белой трубой.
  12. На крайнем корабле – зерно.
  13. Корабль с черной трубой отплывает в восемь.
  14. Корабль с зерном пришвартован рядом с кораблем, на котором груз риса.
  15. Корабль, следующий до Гамбурга, отчаливает в шесть.
Который корабль плывет в Порт-Саид?  Который гружен чаем?

Решение. Подготовим таблицу-рамку, дадим названия столбцам и пронумеруем строки. При первом чтении условий задачи запасем «мешки» с данными: занесём каждый признак объекта в соответствующий ему столбец, пока под основной  таблицей 1.

Таблица 1. Модель рамки-ответа и мешков с данными
Рейд
Флаг
Порт
Труба
Груз
Время
Лево





№1





№2





№3





№4





№5





Право






Мешки
Мешки
Мешки
Мешки
Мешки

Греческий
Генуя
Белая
Зерно
Пять

Английский
Гамбург
Зеленая
Какао
Шесть

Французский
Манилы
Красная
Кофе
Семь

Бразильский
Марсель
Синяя
Рис
Восемь

Испанский
Порт-саид
Черная
Чай
Девять


Формируем «пазлы». Читаем условия задачи, и выстраиваем данные в соответствии с условиями. Обратите внимание, что отношение «рядом» неоднозначно, это может быть и слева и справа.
Для записи первого условия определим строку ниже таблицы, и в этой строке запишем флаг, время и груз из данного условия. Это будет «пазл 1».  Для трубы из второго условия место на рейде указано, поэтому дополнительная строка не нужна.  В четвертом условии сказано, что корабль с синей трубой слева от корабля с грузом кофе. Но кофе уже выбрано из мешка с грузами и находится в  «пазле 1»,  поэтому вставим пустую строку перед кофе, и теперь в этом «пазле» две строки.  Для пятого условия сразу  потребуется две строки. А вот рис из седьмого условия лучше пока оставить в мешках. Для записи девятого условия добавим строку после пятого условия, обратим внимание, что «пазл 2» теперь занимает три строки. Зерно пока оставим в мешках. Порт из 15 условия дополнит «пазл 1», а время из 13 условия займет окончательное место на рейде. «Пазлы» сформированы (таблица 2).

Таблица 2. Модель условия из пазлов.
РейдФлагПортТрубаГрузВремя
№1




№2




№3

Черная
Восемь
№4




№5




"мешки"







Белая

*

Зеленая

*


Рис




Зерно




Чай


Порт-саид








Пазл1Французский
Синяя

Пазл1ГреческийГамбургКраснаяКофеШесть






Пазл2


Какао
Пазл2
Марсель


Пазл2Испанский


Семь






Пазл3БразильскийМанилы


Пазл4
Генуя

Пять
Пазл5Английский


Девять

Играем «пазлами»: смотрим, какой из них к какому подходит? «Пазл»  с каким флагом подойдет к черной трубе, место которой на рейде уже определено? Совмещаем «пазлы» при  помощи операций Копирование и Специальная вставка с параметром Пропускать пустые ячейки. Внимательно следим, чтобы не произошло потери информации при  совмещении условий. «Пазлы» установлены (таблица 3).

Таблица 3. Преобразование условия в ответ.
Рейд
Флаг
Порт
Труба
Груз
Время
№1
Французский
Генуя
Синяя

Пять
№2
Греческий
Гамбург
Красная
Кофе
Шесть
№3
Бразильский
Манилы
Черная
Какао
Восемь
№4
Английский
Марсель


Девять
№5
Испанский



Семь
  "мешки"








Белая


*


Зеленая


*



Рис





Зерно





Чай



Порт-саид




Остались данные в «мешках», про которые известно, с чем рядом они находятся. Разберём «мешки» и  игра окончена, а задача решена. 
У нас всё получилось!

Решение задачи приведено по книге :



Допустим, что у Вас есть только электронные таблицы. Для каких тем курса информатики Вы сможете подготовить практическое задание?
Щелкните дважды по встроенной доске и напишите Ваши идеи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий